Детский сад Монтессори: за и против

Привет! Слышали о таком методе Метод Монтессори . Я была в шоке, когда изучила данную тему. Оказывается мы со своими двойняшками и так живем по данному методу. Я имею в виду день дома. Напомню, у меня разнополые двойняшки. Если говорить по теме воспитания. То семьи с двойняшками, мягко сказать, отличаются от семьи с одним ребенком. Немного другой подход в воспитании. Мы уже ходим в детский сад (обычный). И конечно же наши детские сады, оставляют желать лучшего. В общем, у нас каждый день не просто день. А постоянное решение задач. В связи с этим, постоянно изучаю, читаю такого рода статьи. Хочу поделиться и с Вами. И рекомендую изучить дополнительно эту тему.

Так вот, нашла такую тему, как методика « Монтессори». Расскажу немного о методике и поделюсь своими впечатлениями. Может, кому-нибудь пригодятся мои сравнения.  

Несколько важных вех из истории метода 

Для начала немного истории, что такое вообще методика Монтессори и как она возникла. Главное, что, на мой взгляд, нужно понять, это то, что свой метод итальянский педагог Мария Монтессори разрабатывала на заре образовательного бума, то есть в начале ХХ века. Времена были довольно темными, предреволюционными по всей Европе. На фоне сгущающихся грозовых туч по всему миру активно шла дискуссия о гуманитарных ценностях. Стоит ли рабочих и крестьян учить грамоте? Если да, то как лучше стоит это делать? Могут ли они так же усваивать науку, как дети буржуазии и дворянства?  

Многие из вопросов того времени нас бы сегодня шокировали. Например, некоторые педагоги всерьез рассуждали о том, что у рабочего класса недостаточно развиты полушария мозга для усвоения той школьной программы, которая предлагается в классических гимназиях детям из высших слоев общества. Ну, а теории про необучаемые народы вы и сами знаете. К сожалению,таких педагогов было немало. Вспомним, что Мария Монтессори работала в Италии, которая в начале 20 века потихоньку катилась к фашизму.  

Чувствовать атмосферу, в которой рождался новый педагогический подход, на мой взгляд важно, чтобы понять, в чем собственно революционность. Так вот, главная идея Марии Монтессори как раз заключалась в том, что все дети обучаемы, необучаемых нет. Не важны ни социальность класс, ни национальность, учатся все. А дальше она разработала метод, который, на ее взгляд, должен был в равной мере подойти любым детям – и успешно доказала свою теорию на практике. Результатами этой победы мы пользуемся до сих пор.  

Но, конечно, не все так радужно, как нам рекламируют сегодняшние последователи Монтессори. Есть и недочеты.  

Сильные стороны и недостатки метода 

Методика итальянского педагога, как любая другая, имеет и плюсы, и минусы. Любопытно, что удачные идеи, выдвинутые Марией Монтессори, за век с лишним широко разошлись и сегодня применимы в любом хорошем детсаду – мы даже не замечаем их и не считаем их «Монтессори», это просто что-то нормальное и привычное. А вот минусы, как мне кажется, часто и выдают за ноу-хау и саму суть Монтессори, что зря.  

Я составила список плюсов и минусов, которые преподносит нам интернет. Возможно, кто-то считает иначе. Я буду рада, если вы поясните вашу точку зрения в комментариях.  

Итак, достоинства метода Монтессори:  

  • Детская мебель. Да-да, ее придумала именно Мария Монтессори. Маленькие столы и стулья, чтобы детям было удобней оперировать со своего маленького роста, впервые появились именно в ее заведениях. Классическая картина комнаты в наших сегодняшних садиках – это заслуга итальянского педагога.  
  • Развитие мелкой моторики. Мария Монтессори первой предположила, что развитие мелкой моторики положительно влияет на способности к обучению. И предложила различные способы для достижения этой цели. В последствии ее предположение подтвердилось, поэтому сегодня мы обращаем такое внимание на рисование, застегивание пуговиц, манипуляцию с предметами и завязывание шнурков у дошколят.  
  • Самообслуживание. Согласно методике, дети должны сами себя обслуживать, убирать за собой игрушки, поддерживать собственную опрятность. Как уже говорилось, в то время учились только привилегированные классы, а там за юным отпрыском ходило порой по восемь нянек. Идея, что пятилетний барчонок может самостоятельно высморкаться в платок, была очень новой. И полезной.  
  • Организованность. Пространство у Монтессори четко разделено на зоны. Не буду вдаваться в подробности, потому что они, на мой взгляд, уже из числа недостатков. Но идея особой организации пространства в комнате, где играют дети-дошкольники, тоже была новой и успешной. До этого организовывали только классные комнаты, где дети учатся.  

Я не буду писать, что методика Монтессори предполагает индивидуальный подход и как это здорово, когда воспитывается исключительная личность. Мне кажется, ни одна, даже самая ужасная методика не заявляет, что будет воспитывать из вашего ребенка не исключительную личность, а участника стада. Такое, по-моему, пишут только про конкурентов.  

А теперь про минусы, и их немало. Хотя кто определил это в минусы или плюсы ОТВЕТА НЕТ

  • Минус первый: слабая программа. Свой метод Монтессори строила на примере отстающих детей. Там были и дети с дефектами развития и дети просто неблагополучные, но суть одна: заниженная планка требований. На мой взгляд, это не очень хорошо обращаться со здоровым как с больным, обычным дошколятам в садах Монтессори должно быть скучно. Доски для завязывания шнурков выглядят очень стильно, но разве нельзя научить ребенка завязывать шнурки непосредственно на обуви? И зачем проводить за этим столько времени, когда можно вместо этого рисовать или играть в конструктор? Это одна из причин, почему я не отдала детей в детсад Монтессори.  
  • Минус второй: разновозрастные группы. Как я уже говорила, у нас своя специфика, воспитание двойняшек. Дети и так проводят слишком много времени вместе, мне бы хотелось, чтобы они играли с другими сверстниками, а тут, когда другие либо старше, либо младше, они опять окажутся зацикленными друг на друге. А совсем разделять их и, скажем, отдавать в разные группы я не хочу, они будут против. Не верю я, что старшие в таких«разношерстных» сообществах не качают права перед младшими, не отбирают игрушки и карандаши – короче, что там царит такая идиллия, как описано в рекламных проспектах. Может, я не права?  
  • Минус третий: отсутствие помощи или точнее сказать. Наблюдение со стороны. То, что детей учат быть самостоятельными, это хорошо, но когда ребенку по любому вопросу отказывают в участии и требуют на все искать ответ самостоятельно, это, на мой взгляд, чересчур. У меня очень конкурирующие близнецы, которые все время пытаются друг другу доказать, что они быстрее, выше и сильнее друг друга, однако даже им часто нужна помощь взрослого. И это нормально, я считаю.  То есть, в нашем случае. Мое присутствие всегда обязательно и вмешательство.
  • Минус четвертые: нет сказкам. Почему-то  Мария Монтессори как-то особо сильно, отдельной строкой невзлюбила волшебный мир и посему рекомендовала не читать дошколятам сказок. Объясняла она это тем, что сказки искажают действительность и мешают ребенку сориентироваться в реальном мире. Я так не считаю, так как на мой взгляд. Сказки- это волшебство и чудеса. А как без чудес жить в этом мире и детском в том числе. Поэтому выписала это в недостатки.  

В целом, на мой взгляд, у Марии Монтессори были представления о детях, как о взрослых маленького роста. Отсюда и маленькие столики, и запрет на фентези, и идея, что от детей нужно требовать полной самостоятельности, в том числе в освоении нового материала.

Приемлем ли Метод «Монтессори» в семье с двойняшками.

  • По итогу.Мне очень близка эта методика. Сама того не ведая, уже применила все это в наших днях.
  • Я стараюсь по максимуму давать волю детям и просто наблюдаю со стороны.
  • Даю возможность детям, так сказать самим узнать все на вкус и на ощупь. Не отбираю, не паникую, не запрещаю. Все конечно в пределах разумного. Грань дозволенного
  • Так же очень интересно наблюдать, когда ребенок сам выбирает во что ему играть. В нашем случае-это еще одна трудность. Желания всегда разные. Но играть хотят вместе.
  • Мы стараемся все дела делать вместе, по простой причине, что это их хоть как то занимает. У нас не большая квартира. Нет маленьких или больших. В квартире все поделено на зоны. Зона игровая, зона учебная, зона столовая, зона гардероб, и т.д.
  • Самое важное на мой взгляд, — это разговаривать с детьми. Не нужно заставлять или отбирать . Вообще делать что то насильно. Общение, аргументы, урегулирование конфликтов, переключение внимания.
  • Так же, мне импонирует пункт. Об индивидуальном освоение навыков. Знаю по себе. Находясь в группе, в классе. У всех один темп. Но скорость восприятия, однозначно разная. Меня в детстве, это всегда преследовало. Я не успевала осваивать материал, та как равнялись всегда на более быстрых.
  • Еще пункт из метода « разновозрастная группа» . Я скорее скажу нет, чем да. Более взрослые детки в виде родственников и дети друзей. Это все хорошо. Но дети взрослее по возрасту, где то там в группе, которых ты не знаешь. Большие сомнения.

Так что, мое мнение сложилось двояко. По поводу детского сада. Я скорее предпочту эту методику дома. Чем в детском саду. Хотя могу ошибаться. В нашем городе нет такого садика.

А вы что думаете? Есть у кого-нибудь реальный опыт с Монтессори? Было бы интересно сравнить впечатления.  

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Top